Москва

Москва
Памятник А. С. Пушкину.

Москва.
Памятник А. С. Пушкину.

Москва́, столица Российской Федерации, центр Московской области, город федерального значения, субъект Российской Федерации, город-герой. Крупнейший политический, экономический, научный и культурный центр России.

Территория (без г. Зеленоград и других населённых пунктов, подчинённых Московской мэрии) 994,0 км2 (1993), в том числе в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги 878,7 км2. Население 8434,3 тыс. человек в 1996 (включая населённые пункты, подчинённые Московской городской администрации, 8664,4 тыс. человек) [1039 тыс. в 1897; 1618 тыс. в 1912; 2080 тыс. в 1926; 4542 тыс. в 1939 (в границах 1939 — 4132 тыс.); 6044 тыс. в 1959 (в границах 1959 — 5046 тыс.); 7061 тыс. в 1970; 8072 тыс. в 1979].

Расположена в Европейской части России, на стыке Смоленско-Московской возвышенности, Окско-Москворецкой равнины и Мещёрской низменности, в междуречье Оки и Волги, на р. Москва (левый приток Оки). Большая часть городской территории расположена в среднем на высоте 120 м над уровнем моря, в пределах моренной и флювиогляциальных равнин с широкими долинами р. Москва и её притоков (Яузы, Сетуни и др.), имеющими развитые поймы и надпойменные террасы. Повышенные участки водоразделов (в том числе «семь холмов» — Кремлёвский, Сретенский, Тверской, «Три горы», Таганский, Лефортовский, Воробьёвы горы) чередуются с речными долинами и оврагами. Наиболее высокие точки рельефа находятся на юго-западе, куда заходит часть Теплостанской возвышенности. (высота до 254 м), и на северо-западе, где в районе Химкинского водохранилища располагаются окраины южного склона Смоленско-Московской возвышенности. Восточная и юго-восточная части города расположены на западной окраине Мещёрской низменности. Многие особенности рельефа М. связаны с многовековой деятельностью человека. В центральных районах города мощность культурного слоя, состоящего из переработанного грунта с остатками старых фундаментов, мостовых и пр., достигает 4—6 м (на месте засыпанных оврагов, небольших речек, прудов и болот 10—20 м). Более 100 речек, в том числе Неглинная (приток р. Москва), заключены в подземные трубы.

Климат М. умеренно континентальный. Зима умеренно холодная, продолжительная, с устойчивым снежным покровом; средняя температура января –10,2°С. Лето тёплое; средняя температура июля 18,1°С. Температуры центральных районов города в среднем на 1,5—2°С выше температур в его окрестностях. Осадков 540—650 мм в год (максимум — в июле—августе). Летом в центре города ливневые осадки выпадают в 1,5 раза чаще, чем на окраинах.

В административном отношении М. разделена на 9 округов; права административного округа имеет также г. Зеленоград.

В конце первого тысячелетия территория современной М. и её окрестностей была заселена славянами — вятичами и кривичами. М. возникла и развивалась в обжитой местности, на берегу реки, служившей торговым путём. В конце XI в. М. была небольшим городком у устья р. Неглинная с укреплённым феодальным центром на Боровицком холме и ремесленно-торговым посадом. Впервые М. (Москов) упоминается в Ипатьевской летописи в 1147 как владение суздальского князя Юрия Долгорукого. Тверская летопись относит постройку новой, более обширной деревянно-земляной крепости к 1156. На рубеже XII—XIII вв. М. была уже значительным городом Владимиро-Суздальской Руси, в первой половине XIII в. стала центром удела. Разорённая зимой 1237—38 монголо-татарами, М. вскоре отстроилась вновь. С конца XIII в. М. — центр самостоятельного княжества; родоначальником династии её князей был сын Александра Невского — Даниил Александрович.

В XIV—XV вв. М. (в остром соперничестве с Тверью) стала центром объединения Руси в единое государство. Около 1326 в М. из Владимира была перенесена резиденция митрополитов Русской православной церкви; город становится политическим и духовным центром Руси.

Главенствующее положение М. в русских землях утвердилось во второй половине XIV в. при Дмитрии Ивановиче Донском, который первым из московских князей возглавил борьбу Руси против монголо-татарского ига. В 1380 московское ополчение составило ядро русской рати, разгромившей на Куликовом поле войска татарского темника Мамая.

В XIV — первой половине XV вв. значительно увеличилась территория и изменился внешний облик М. К концу XIII в. относится возведение первых каменных храмов в Кремле, положившее начало оформлению его главной Соборной площади. В начале XIV в. территория Кремля была расширена и обнесена дубовыми стенами и башнями; в 1367 из подмосковного мячковского известняка были построены новые стены и башни Кремля (отсюда название «М. белокаменная»). В конце XIV — начале XV вв. продолжается каменное строительство в Кремле, где кроме великокняжеского двора и монастырей находились дворы ближних бояр, подворья и др. Многочисленное торгово-ремесленное население М. селилось на территории Большого, или Великого, посада (впоследствии Китай-город) и многочисленных слобод в Заречье (впоследствии Замоскворечье), в Занеглименье (к западу от р. Неглинная), а также в Заяузье. В XIII—XVI вв. подступы к М. охраняли монастыри-сторо́жи — Данилов (основан в 1282; ныне монастырь-резиденция патриарха Московского), Симонов Успенский (основан в 1379), Андроников Спаса Нерукотворного (основан в 1360; на его территории — белокаменный Спасский собор, 1420—27, одна из древнейших сохранившихся в М. каменных построек), Новоспасский (1462; в ансамбле: Спасо-Преображенский собор, 1670-е гг., с фресками и иконостасом XVII в., усыпальницей бояр Романовых; трапезная с церковью Покрова, 1650—1670-е гг., палаты патриарха Филарета, 1620, и др.), Новодевичий (основан в 1524; Смоленский собор 1524—25; в интерьере — фрески XV—XVII вв.) и Донской (основан в 1591; сохранились церковь Донской Богоматери, или «Старый собор», 1591—93, и собор Донской Богоматери, или «Большой собор», 1684—93, и др.). Во второй половине XV в. с участием итальянских зодчих осуществлялась перестройка Кремля. На Соборной площади были сооружены соборы: Успенский (1475—79; архитектор Аристотель Фьораванти; служил усыпальницей московских митрополитов и патриархов, местом совершения торжеств, актов — коронаций, венчания великих князей и царей и др.); Благовещенский (1484—89) — домовая церковь московских государей (достроена в 1562—64; в интерьере — иконостас с иконами работы Феофана Грека, Андрея Рублёва); Архангельский (1505—08; архитектор Алевиз Фрязин Новый; служил усыпальницей русских великих князей, а затем — до Ивана V — царей); каменный Государев дворец (на месте современного Большого Кремлёвского дворца) с парадным приёмным залом — Грановитой палатой (1487—91; архитекторы Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари) и высотный центр всего ансамбля Кремля, — колокольня «Иван Великий» (1505—08; архитектор Бон Фрязин; надстроена в 1600; высота 81 м). В 1485—95 были построены новые кирпичные стены Кремля (толщина 3,5—6,5 м, высота до 19 м) с 6 проездными, 3 круглыми и угловыми и 9 прямоугольными «глухими» башнями (архитекторы Марк Фрязин, П. А. Солари, Алевиз Фрязин Миланец, Антон Фрязин). С 1490-х гг. характерной особенностью Кремля как ядра столицы стало отделение его свободной от городской застройки зоной. Тогда же образовалась Красная площадь (первоначально называлась Торгом, с XVI в. — Троицкой, после опустошительного пожара 1571 — Пожаром, со второй половины XVII в. — Красной).

В XV—XVI вв. с ростом политического значения шло превращение М. в крупнейший экономический и культурный центр страны.

Развивались производство оружия, тканей, кожевенных, гончарных и ювелирных изделий, строительное дело. В конце XV в. в М. были основаны Пушечный двор, где отливали пушки и колокола, и Пороховой двор, в 1534 — первый в России казённый Монетный двор. Средоточием торговой жизни М. были примыкавшие к Красной площади торговые ряды. На московском посаде увеличивалось число каменных жилых зданий и оригинальных по архитектуре храмов (церкви Зачатия Анны что в Углу, около 1493, Трифона на Напрудном, конца XV — начала XVI вв.). В 1555—60 в память покорения Казанского ханства на Красной площади зодчие Барма и Постник возвели затейливо-фантастичный по облику Покровский собор что на Рву (храм Василия Блаженного). Во второй половине XVI в. неудачная Ливонская война (1558—83) и особенно годы кровавого террора опричнины (1565—72 и 1575—76) губительно отразились на хозяйстве и положении населения М. В 1571 на М. напал крымский хан Девлет-Гирей. Весь город, кроме Кремля, был предан огню, в котором погибло несколько тысяч москвичей.

В конце XVI в. были вновь отстроены и расширили свою территорию московские посадские слободы, сооружены стены и башни Белого города, шедшие по линии современного Бульварного кольца (1585—93, зодчий Фёдор Конь). Посад, разраставшийся за стенами Белого города, в 1591 был укреплён земляным валом с деревянными стенами и 50 башнями — Скородомом, или Деревянным городом (впоследствии — Земляной город), шедшим по линии современного Садового кольца. В сочетании с радиусами дорог-улиц, сходившихся к Кремлю, эти укрепления образовали основу радиально-кольцевой планировки М.

В начале XVII в. М. — арена важнейших событий истории периода «смутного времени». Огромный ущерб нанесло городу пребывание в М. польских войск (1610—12). Московский посад за пределами Китай-города был сожжён, в самом Китай-городе и Кремле многие постройки были повреждены и разграблены.

За 10—12 лет после изгнания интервентов М. была не только восстановлена, но и во многих местах перешагнула за черту Земляного города. Здесь, вдоль дорог, тянувшихся из столицы в разных направлениях, вырос новый пояс московских слобод: Дорогомиловская ямская, Кудринская, Новинская, Тверская ямская, Сущёвская, Напрудная, Переяславская ямская, Алексеевская, Греческая, Рогожская ямская, Кожевническая, Семёновская, Воронцовская и Коломенская ямская. Население М. с 80 тыс. человек (в годы «смутного времени») выросло до 200 тыс. Основную массу населения (около 50%) в XVII в. составляли «посадские люди» — ремесленники, подёнщики, торговцы; насчитывалось также более 30 военных слобод (стрелецких, пушкарских), где проживало до 20 тыс. военных людей с семьями; значительную прослойку составляло приходское духовенство и монахи. В XVII в. большое развитие в М. получили оловянное и медное дело, кожевенное дело и производство одежды. По обработке золота и серебра М. занимала 1-е место среди русских городов, здесь же в основном выделывались меха, привозимые из Сибири и других регионов. В XVII в. в М. появились второй Пушечный двор, пороховые мельницы, Гранатный двор, кирпичные заводы, Хамовный (полотняный) двор, стекольный завод. Большое развитие получила торговля. Центром розничной торговли были ряды (свыше 100) в районе Красной площади. В разных концах города существовали также специализированные рынки (например, Хлебный на Болотной площади). Оптовая торговля была сконцентрирована в руках «гостей» — купцов, пользовавшихся особыми привилегиями по царским грамотам. В 1652, после правительственного указа о выселении иноземцев за черту города, возникла Немецкая слобода. Во второй половине XVII в. в М. проходили стихийные выступления «тяглого» населения: «Соляной бунт» 1648 (вызван заменой различных прямых налогов единым налогом на соль), «Медный бунт» 1662 (вызван введением медных денег взамен серебряных в годы русско-польской войны 1654—67).

В XVII в. существенно менялся облик М., приобретая нарядный, декоративный характер. Снизилось значение Кремля как крепости, его башни (в 1625 Спасская, а в 1680-х гг. и другие) были украшены нарядными шатровыми верхами; на Спасской башне установлены городские часы (1625). В 1635—36 над 2-м этажом в северо-восточной части старого Государева дворца в Кремле строится новое 3-этажное здание Теремного дворца с Верхнеспасским собором (до конца XVIII в. был самой высокой гражданской постройкой в Кремле). Велось большое каменное строительство на Посаде — возводились многочисленные храмы и колокольни, жилые строения. К середине XVII в. возникают сложные по композиции и силуэту здания, храмы богато отделываются кокошниками, узорной кирпичной кладкой, нарядной белокаменной резьбой, цветными изразцами (церкви: Троицы в Никитниках, 1620—53; Рождества Богородицы в Путинках, 1649—52; Николы в Хамовниках, 1679—80, и др.). В конце XVII — начале XVIII вв. многие постройки возводились в так называемом нарышкинском стиле, или стиле московского барокко (храмы: Знамения на Шереметевом дворе, 1704; Воскресения в Кадашах, 1667—1713; Покрова в Филях, 1690—93; Троицы в Троицком-Лыкове, 1698—1704; Ризоположения на Донской улице, 1701; постройки Новодевичьего монастыря: трапезная с церковью Успения, 1683—85; 6-ярусная колокольня, 1689—90, и др.). В XVII в. каменными стенами с башнями были обнесены многие монастыри на окраине М. В конце XVII в. устраивались уличные деревянные мостовые и мосты через речки, получила развитие система охраны М. от пожаров. В 1692 окончен каменный мост через Москву-реку.

С XVII в. художественным центром страны и своеобразной школой искусств стали московская Оружейная палата, среди лучших художников которой были Симон Ушаков, Иван Безмин, Иван Салтанов. Шитьё, пелены, серебряные братии, кубки, изразцы, резьба по дереву, выполненные в М., считались лучшими в России и служили образцами.

В конце XVII в. М. была центром событий начала царствования Петра I: стрелецкий бунт 1682 («Хованщина»), отрешение от власти сестры Петра царевны Софьи (1689), стрелецкий бунт 1698 и др.

После перенесения в 1712 столицы России в Санкт-Петербург М., оставаясь «первопрестольной» столицей, сохранила значение главного религиозного, важного политический, экономический и культурного центра страны; почти все центральные ведомства России [Сенат, Святейший Синод, коллегии (с начала XIX в. — министерства) и т. д.] имели в М. свои местные органы, здесь короновались российские императоры. С 1708 М. — центр Московской губернии, резиденция генерал-губернатора. В 1728—32 и в первые годы правления Анны Ивановны (российская императрица в 1730—40) в М. находился царский двор.

В начале XVIII в. значительное развитие в М. получила промышленность, главным образом текстильная (полотняная, суконная, шёлковая и др.); к 1725 из 32 московских мануфактур текстильными были 23. Крупнейшим предприятием был Суконный двор (свыше 1500 рабочих в середине XVIII в.).

В конце XVII — начале XVIII вв. делались попытки регулярной планировки городских кварталов М. (в районе Лефортовой слободы и др.). Специальный указ 1704 регламентировал застройку улиц центральной части города каменными зданиями «по линии, а не середь дворов». С 1700 в М. началось строительство булыжных мостовых, в 1730 введено постоянное уличное освещение. В 1781—1804 построен первый в России городской водопровод, по которому вода из Мытищинских ключей поступала в 5 фонтанов, находившихся в пределах Садового кольца, откуда разбиралась жителями.

В начале XVIII в. появились постройки переходного стиля, во многом повторявшие традиционные формы сооружений XVII в., но с применением ордера; складывается стиль барокко (церкви: Архангела Гавриила, или «Меншикова башня», 1704—07, архитектор И. П. Зарудный; Иоанна Воина на Большой Якиманке, 1709—13, приписывается Зарудному; дом Апраксиных на Покровской улице, 1766, и др.). Указ 1714 о запрещении возводить каменные здания всюду, кроме Санкт-Петербурга, приостановил строительство М. до 1730-х гг. Для урегулирования дальнейшего строительства в М. в 1731—39 архитекторы И. Ф. Мичурин и И. А. Мордвинов составили первый геодезический план города. Во второй половине XVIII в. в большом и разнообразном строительстве М. получил блестящее развитие стиль русского классицизма. С переездом царского двора и ряда правительственных учреждений произошёл некоторый отток населения из М.; после провозглашения Екатериной II в 1762 свободы дворян от обязательной государственной службы многие дворянские семьи перебираются из Санкт-Петербурга в М., в разных частях города началось строительство дворянских усадеб и крупных общественных зданий: Пашков дом (1784—1796, архитектор В. И. Баженов; ныне один из корпусов Российской государственной библиотеки); постройки архитектора М. Ф. Казакова — здания Благородного собрания (до 1775, перестроено в 1784—90-х гг.), Сената в Кремле (1776—88), Московского университета (1786—93), Голицынской больницы (1796—1801; ныне корпус 1-й Градской больницы), дома — Демидова (1779—1791), Барышникова (1797—1802), церкви — Филиппа Митрополита (1777—1788), Косьмы и Дамиана (1791—1803), Воспитательный дом (1764—70, архитектор К. И. Бланк), Странноприимный дом (1794—1807, архитекторы Е. С. Назаров, Дж. Кваренги; ныне Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского) и др. В 1770—80-х гг. «за излишней ветхостью и неудобностью» были разобраны стены Белого города, в конце XVIII в. на их месте заложены бульвары (первый — Тверской бульвар, 1796) с площадями в местах пересечения с радиальными улицами. Во второй половине XVIII — начале XIX в. сложились ансамбли подмосковных усадеб (ныне в черте М.) — Кусково (1769—75), Останкино (1791—98; архитекторы Ф. Кампорези, П. И. Аргунов и др.), Царицыно (с 1776, архитекторы Баженов, затем Казаков). М. сыграла большую роль в Отечественной войне 1812 как центр общерусского сопротивления. 2(14) сентября 1812 войска французского императора Наполеона I вошли в М., покинутую большинством населения. Во время оккупации (продолжалась 39 дней) в М. произошёл грандиозный пожар, уничтоживший свыше 2/3 строений города. При отступлении из М. Наполеон 1 приказал взорвать Кремль и ряд крупных зданий, но из-за угрозы окружения русскими войсками приказ был выполнен только частично. Сразу после освобождения М. началось её восстановление. В 1813 была создана Комиссия для строения М. (существовала до 1843; один из руководителей — архитектор О. И. Бове), под наблюдением которой проводились большие градостроительные работы. Новый облик получили центральные площади: сложился ансамбль Театральной площади с монументальным зданием Большого театра (1821—24, архитекторы Бове и А. А. Михайлов; перестроен в 1856 А. К. Кавосом); возведено здание Манежа (1817, инженер А. А. Бетанкур; отделка 1825, архитектор Бове). Восстановлены взорванные французами части стен Кремля, Никольская и Водовзводная башни. На месте р. Неглинной, заключённой в трубу, у Кремля был разбит Александровский сад, осуществлена реконструкция Красной площади, на которой перестроены торговые ряды (1815, архитектор Бове; не сохранились). В 1817—19 архитектор Д. И. Жилярди перестроил здание Московского университета, пострадавшее во время пожара М. На месте срытых остатков укреплений Земляного города в 1820—30 оформились улицы Садового кольца. Среди лучших сооружений 1-й трети XIX в. в стиле ампир: Триумфальные ворота (1827—34, архитектор Бове); Вдовий дом (1809—11, архитектор И. Д. Жилярди; перестроен в 1818, архитектор Д. И. Жилярди); усадьбы — князей Голицыных (Кузьминки; 1820-е гг.), Усачёвых—Найдёновых (1829—31) — обе архитектора Д. И. Жилярди; Провиантские склады (1821—35, архитекторы В. П. Стасов, Ф. М. Шестаков). Во избежание пожаров в пределах Земляного города (Садового кольца) строительство деревянных зданий было запрещено. Уже в 1817 в М. насчитывалось больше зданий, чем до пожара 1812.

Первое тридцатилетие XIX в, характеризуется дальнейшим развитием московской текстильной промышленности, особенно быстро растёт производство хлопчатобумажных тканей. В эпоху промышленного переворота в России (30—50-е гг. XIX в.) М. быстро создаёт фабричную промышленность, сменившую мануфактуру. Возникали и развивались другие отрасли — пищевая, химическая, металлообрабатывающая; росла торговля. В середине XIX в. М. по темпам роста населения опережала Санкт-Петербург, значительно расширились границы города. С 1864 официальной границей служил Камер-Коллежский вал (строился в XVIII в. на средства Камер-Коллегий в целях проведения таможенного досмотра и взимания пошлины) протяжённостью 32 км, имел 16 застав: Дорогомиловскую, Трёхгорную, Пресненскую, Тверскую, Бутырскую, Крестовскую, Сокольническую, Преображенскую, Семёновскую, Проломную, Рогожскую, Покровскую, Спасскую, Серпуховскую, Даниловскую, Калужскую. Во второй половине XIX в. росту экономического значения М., крупнейшего после Санкт-Петербурга центра фабрично-заводской промышленности, способствовало железнодорожное строительство, превратившее её в главный узел русской железнодорожной сети (к началу XX в. М., связанная 10 железнодорожными лучами с различными областями России и с приморскими портами, становится транзитным узлом и складским пунктом для огромного количества отечественных и иностранных товаров).

К началу XX в., несмотря на общий рост, в структуре промышленного производства М. резко снижается удельный вес текстильной промышленности за счёт развития других отраслей, главным образом машиностроения и металлообработки. В годы промышленного подъёма в начале XX в. число крупных предприятий в М. увеличилось с 909 в 1910 до 973 в 1913; ведущими в текстильной промышленности М. были Прохоровская (Трёхгорная) мануфактура, ситценабивная мануфактура Товарищества «Эмиль Циндель» (свыше 2 тысяч занятых на каждом). Среди крупнейших предприятий других отраслей — механический завод братьев Бромлей (ныне «Красный пролетарий»), металлургический завод Гужона (ныне «Серп и молот»), завод Гакенталя, завод Дангауера и Кайзера; много было также мелких кустарных предприятий и мастерских. К началу XX в. М. становится крупным мировым кредитно-финансовым центром.

Интенсивное строительство во второй половине XIX — начале XX в. придало М. облик крупного промышленного и торгового города. Строились фабричные корпуса, железнодорожные вокзалы, многоэтажные здания банков и контор, торговых пассажей, универсальных магазинов. Наряду с частными особняками сооружались 5—8-этажные «доходные» жилые дома. С середины XIX в. в московской архитектуре преобладает подражание различным стилям прошлого. В 1837—83 был построен грандиозный 5-купольный храм Христа Спасителя в память Отечественной войны 1812 (архитектор К. А. Тон; разрушен в 1931 в связи с проектом строительства здесь Дворца Советов; отстроен заново в 1994—97). В том же «русско-византийском» стиле построен Николаевский (ныне Ленинградский) вокзал (1849; архитектор Тон); в «псевдорусском» стиле — Исторический музей (1875—81, архитектор В. О. Шервуд, инженер А. А. Семёнов), здание Городской думы (1890—92, архитектор Д. Н. Чичагов); в так называемом неорусском стиле — Казанский вокзал (1914—26, 1941, архитектор А. В. Щусев), главный фасад Третьяковской галереи (начало 1900-х гг., по рисунку В. М. Васнецова); в неоклассическом стиле — Музей изящных искусств (1898—1912, архитектор Р. И. Клейн; ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) и др. В начале XX в. большое распространение получил стиль «модерн»: особняк Рябушинского на Малой Никитской улице (1900), здание Художественного театра (1902), Ярославский вокзал (1902, все — архитектор Ф. О. Шехгель). В конце 1840-х гг. в М. появился общественный транспорт — линейки. В 1867 многие улицы получили газовое освещение. С 1872 началось движение по городским железным дорогам с конной тягой (конки). В 1872 начала действовать линия телеграфной связи, соединившая М. с Санкт-Петербургом, в 1882 — телефонная станция. В 1883 в районе Пречистенских ворот установлены дуговые электрические фонари. 31 декабря 1898 была открыта первая междугородная телефонная линия М. — Санкт-Петербург. В 1899 появился трамвай, в 1903 — современная система водопровода (Москворецкая), в конце XIX в. — канализация. В 1903—08 вокруг М. сооружается Окружная железная дорога. К 1917 граница М. далеко перешагнула черту Камер-Коллежского вала.

В декабре 1905 во многих районах М. были созданы баррикады, в течение 9 дней продолжались бои рабочих дружин с жандармами и войсками. В ноябре 1917 центральные районы М. (в том числе Кремль) были ареной семидневных боёв между верными Временному правительству войсками и красногвардейцами. 12 марта 1918, после переезда советского правительства из Петрограда, М. вновь становится столицей страны.

В 1920-х гг. в М. восстанавливаются промышленность, городское хозяйство. В 1924 на улицах города появились рейсовые автобусы, в 1925 — таксомоторы. С конца 1920-х гг. преимущественное развитие получают отрасли машиностроения и металлообработки (их доля в общем объёме промышленного производства М. выросла с 10,4% в 1913 до 48,1% в 1940) — авиационная, автомобильная, станкоинструментальная, электро- и радиотехническая и др., а также металлургическая и химическая промышленность, закладываются основы мощного военно-промышленного комплекса М. и Подмосковья. В 1941 доля М. и Московской области в общем объёме промышленного производства СССР составила ¼.

В 1920—30-х гг. население М. быстро растёт (в 1923 свыше 1,5 млн. человек, в 1931 около 2,8 млн., в 1936 около 3,6 млн. человек). К 1941 городская застройка перешагнула границу Окружной железной дороги. Среди общественных зданий этого периода преобладают сооружения в стиле конструктивизма — радиобашня (1921, инженер В. Г. Шухов), дом газеты «Известия» (1925—27, архитектор Г. Б. Бархин), комбинат газеты «Правда» (1929—35, архитектор П. А. Голосов), Центральное статистическое управление СССР (ныне Госкомстат России; 1928—35, архитектор Ле Корбюзье, при участии архитектора Н. Д. Колли), клуб имени И. В. Русакова (1927—29, архитектор К. С. Мельников), Дворец культуры автозавода «АМО» (1930—34, архитекторы братья Веснины) и др. В 1931 начинается строительство Московского метрополитена, первая очередь которого от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» (протяжённость 11,6 км, 13 станций) открыта 15 мая 1935. В 1933 введена в эксплуатацию первая троллейбусная линия. В 1932—37 сооружён канал М. — Волга (ныне имени Москвы), решивший проблемы водоснабжения столицы и обводнения Москвы-реки и Яузы.

По принятому в 1935 генеральному плану реконструкции М. преимущественное внимание уделялось созданию представительного центра, парадных площадей и главных магистралей; была создана Манежная площадь, построены гостиница «Москва» (1932—38, архитекторы А. В. Щусев, О. А. Стапран, Л. И. Савельев), здание Госплана (1932—38, архитектор А. Я. Лангман); реконструированы важнейшие городские магистрали: улица Горького (ныне Тверская), Большая Калужская улица (ныне часть Ленинского проспекта), Можайское шоссе (ныне часть Кутузовского проспекта). В 1936—39 были полностью перестроены мосты, в том числе Москворецкий (архитектор А. В. Щусев, инженер В. С. Кириллов), «висячий» Крымский (архитектор А. В. Власов, инженер В. П. Константинов). В 1939 была создана Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ; перестроена в 1954, ныне Всероссийский выставочный центр). Созданы и реконструированы парки: Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького (1935—41, главный архитектор А. В. Власов), Измайловский (1931, архитекторы М. П. Коржев, М. И. Прохорова), Сокольнический (существует с 1878, реконструирован в 1931); благоустроены скверы и бульвары. В ходе реконструкции необоснованно уничтожались сотни московских храмов и другие ценные памятники русского зодчества (храм Христа Спасителя, собор Спаса на Бору, ансамбли Чудова и Вознесенского монастырей в Кремле, Казанский собор у Красной площади, храм Успения на Покровке, Сухарева башня на Сухаревской площади и др.).

В период Великой Отечественной войны в 1941 москвичи сформировали 16 дивизий народного ополчения (свыше 160 тыс. человек) и другие соединения. На базе эвакуированных из М. предприятий в восточных районах страны выросли десятки новых заводов и фабрик, работавших на оборону. В октябре 1941 — апреле 1942, в ходе Битвы под М., Красная Армия предотвратила захват немецко-фашистскими войсками столицы, германской армии было нанесено первое в ходе 2-й мировой войны крупное поражение. Массированные налёты немецкой авиации осенью 1941 в целом не привели к большим разрушениям в городе, так как в тот период к столице была стянута основная часть всех средств противовоздушной обороны Красной Армии. Весной 1942, когда линия фронта отодвинулась на 150—200 км к западу от М., началась реэвакуация предприятий тяжёлой и прежде всего оборонной промышленности, в городе формировались новые воинские части, создавались госпитали. 24 июня 1945 на Красной площади М. состоялся исторический Парад Победы.

В 1947 промышленность города достигла довоенного уровня производства. В последующие годы в М. велось крупное строительство новых промышленных объектов, баз проведения научных исследований и т. д., что явилось причиной чрезмерного притока населения, расширения городской территории, обострения транспортных, экологических и других проблем.

По принятому 10-летнему плану М. на 1951—60 были сооружены высотные здания: Московский университет на Ленинских (ныне Воробьёвых) горах (1949—53, архитекторы Л. В. Руднев, С. Е. Чернышёв, Д. В. Абросимов, А. Ф. Хряков, инженер В. Н. Насонов), Министерство иностранных дел на Смоленской площади (1948—52, архитектор В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус, инженер Г. М. Лимановский), жилые дома на площади Восстания (1950—54, архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, инженер И. В. Вохомский) и Котельнической набережной (1948—52, архитекторы Д. Н. Чечулин, А. К. Ростковский, инженер Л. М. Гохман), административно-жилое здание на Лермонтовской площади (ныне площадь Красные Ворота; 1953, архитекторы А. Н. Душкин, Б. С. Мезенцев, инженер В. М. Абрамов), гостиница «Украина» (1957, архитекторы А. Г. Мордвинов и др., инженер П. А. Красильников).

Острейший жилищный кризис вынудил с середины 1950-х гг. резко увеличить объёмы жилищного строительства; с 1955 на свободных землях создавались крупные городские районы, расчленённые на микрорайоны и застраиваемые по типовым проектам 5-этажными домами, а с середины 1960-х гг. — домами в 9 и более этажей. В 1960 граница М. была установлена по Московской кольцевой автомобильной дороге (МКАД) (построена в 1958—61). В середине 1980-х гг. к М. были присоединены 6 территорий («выступов») за пределами МКАД. В 1950—90-х гг. в центре М. проложены и застроены новые проспекты — Комсомольский (1958—65), Калининский (1964—69, ныне Новый Арбат), Новокировский (1980—90-е гг., ныне проспект А. Д. Сахарова) и др. В 1955—56 выстроен комплекс Центрального стадиона в Лужниках. Сооружались крупные общественные здания: Кремлёвский Дворец съездов (1959—61), кинотеатры «Россия» (1961), «Октябрь» (1967), телецентр в Останкино (здание — 1968, башня высотой 533 м — 1967), здание СЭВ на Новом Арбате (1969, ныне Московская мэрия), гостиница «Россия» в Зарядье (1970), Курский вокзал (1972), объекты, построенные к Играм XXII Олимпиады 1980 (все — 1976—80), здание Верховного Совета России («Белый дом», с 1981) и др.

12 июня 1990 в М. был провозглашён государственный суверенитет Российской Федерации. С декабря 1991 М. — столица России (Российской Федерации), местопребывание высших органов законодательных, исполнительных и судебных властей страны.

Во второй половине XX в. в экономической структуре М. наблюдается снижение удельного веса промышленности (за 1940—89 доля занятых в промышленном производстве сократилась с 43,7 до 24,1%). Несмотря на это, к началу 90-х гг. М. оставалась крупнейшим промышленным центром России. Структура промышленности (по стоимости продукции, 1993; %): лёгкая, пищевая и пр. 33,2, машиностроение 30,9, переработка сырья 12,6, топливно-энергетический комплекс 11,6, химическая 4,3. Ведущее место в промышленности занимают машиностроение и металлообработка. Московская городская агломерация — крупнейший центр военно-промышленного комплекса страны, здесь сосредоточены ведущие предприятия авиационной, ракетно-космической, радиоэлектронной, приборостроительной промышленности и др. Среди важнейших отраслей машиностроения выделяются также станкоинструментальная (в М. производится 9,3% российских металлорежущих станков, а также инструменты, кузнечно-прессовое оборудование, промышленные роботы, автоматические и полуавтоматические линии и др.), разнообразная электротехническая, автомобильная (6,8% российских грузовых и 6,3% легковых автомобилей) промышленность, производство холодильного, компрессорного и подъёмного (64% российских лифтов) оборудования, подшипников, часов и др. М. — крупный центр химической промышленности (в том числе производство автомобильных шин, резинотехнических изделий, красителей, товаров бытовой химии); Московский нефтеперерабатывающий завод удовлетворяет значительную часть потребностей столичного региона в горюче-смазочных материалах. Предприятия чёрной металлургии М. производят различные виды продукции из качественной стали, трубы, метизы. При явном преобладании тяжёлой индустрии М. сохраняет позиции традиционного центра лёгкой промышленности, главным образом текстильной (5,9% российского производства хлопчатобумажных, 9,4% шёлковых, а также шерстяные ткани) и швейной. Развиты полиграфическая, пищевкусовая (22% российских кондитерских и значительная часть табачных изделий) промышленность. В М. сосредоточены крупные предприятия строительной индустрии. Крупнейшие промышленные предприятия — АМО «ЗИЛ», автомобильный завод имени Ленинского комсомола, АО «Московский подшипник», Авиационное ПО имени П. В. Дементьева, завод имени Хруничева, ГП имени Чернышёва.

Денежный доход на душу населения 316% от среднего по России; количество личных автомобилей 153,5 на 1000 человек, безработица 0,5% (1995).

М. — важнейший торгово-финансовый центр страны, здесь размещаются правления многих банков (в том числе Центрального банка России), крупных российских фирм, представительства иностранных компаний и др.

М. — крупнейший транспортный узел России; из города в разных направлениях уходят 11 железнодорожных линий. Ежедневно с 9 московских железнодорожных вокзалов отправляется и прибывает до 2 млн. пассажиров. В М. — 3 крупных речных порта (Западный, Северный и Южный); системами водных путей город связан с бассейнами Каспийского, Азовского, Чёрного, Белого и Балтийского морей. 13 автодорогами М. соединена с крупными городами России, странами ближнего и дальнего зарубежья. М. — крупнейший узел воздушных сообщений страны (аэропорты — ме


Словарь "География России". - М.: Большая Российская энциклопедия. . 1998.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Москва" в других словарях:

  • Москва — Москва …   Словник лемківскої говірки

  • Москва 24 — ГТК «Телеканал «Россия» ТПО Москва 24 …   Википедия

  • Москва — 1) река, лп Оки; Смоленская, Московская обл. Для объяснения гидронима Москва в XIX XX вв. предлагался ряд этимологии на основе фин. угор. языков: коровья река . Обе мотивировки вполне реалистичны: река и начинается в болоте (Москворецкая Лужа или …   Географическая энциклопедия

  • Москва-4 — (первый выпуск) Производитель Красногорский механический завод Год выпуска …   Википедия

  • Москва-5 — Москва 5 …   Википедия

  • Москва-1 — Москва 1 …   Википедия

  • Москва — столица России. Расположена на одноим. реке (притоке Оки), от к рой получила свое имя. Среди многочисл. этимологий наиб. вероятно выведение из балт. и слав. языков со знач. сырой, мокрый, влажный . Впервые упоминается как село 28 марта 1147,… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Москва —         столица СССР и РСФСР, крупнейший транспортный узел, порт, главный политический, научно культурный и промышленный центр СССР. Упоминается в летописях с 1147. Наиболее древняя часть Москвы ансамбль Кремля (см. Кремль Московский) с… …   Художественная энциклопедия

  • Москва — столица Российской Федерации, административный центр Центрального федерального округа и город федерального значения, областной… …   Города мира

  • Москва — I • Москва река в Европейской части России, левый приток Оки. 473 км, площадь бассейна 17,6 тыс. км2. Средний расход воды 109 м3/с. Используется для водоснабжения и судоходства (в г. Москва и ниже шлюзована). Каналом им. Москвы соединена с Волгой …   Энциклопедический словарь

  • Москва — МОСКВА, родина Л., город его юности. Л. родился здесь в ночь со 2 на 3 окт. 1814 в каменном двухэтажном доме ген. майора Ф. Н. Толя на Красноворотской (ныне Лермонтовской) пл. Дом не сохранился. На его месте высотное здание, на к ром установлена… …   Лермонтовская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»